- Атональность
-
АТОНА́ЛЬНОСТЬ (атона́льная музыка) — термин, возникший в нач. 19 в. для обозначения тех явлений совр. музыки, в к-рых намеренно избегалась опора звучания на одну гл. тональность — тонику (что правильнее было бы называть атоникальностью). Хотя кризис классич. муз. мышления, представлявшего звуковой универсум как систему определ. соотношений 24 тональностей, ощущался еще в музыке романтиков (Р. Вагнер, Ф. Лист) и существенно усилился на рубеже 19—20 вв. (К. Дебюсси, А. Н. Скрябин), все же игнорирование характерного для традиц. тональности четкого соподчинения тонов(при главенстве основного тона — тоники) и отказ от единого тонального центра в композиции решительно определились в тв-ве А. Шенберга (в соч. 1907—09) и его последователей А. Берга и А. Вебера. Независимо от этих представителей т. н. Новой венской школы такие принципы А., как равноправие всех 12 тонов хроматич. гаммы, возможность любых их сочетаний в последовательности и в одновременности, свободное употребление диссонирующих созвучий, в 1910—20-х гг. разрабатывались в теории и практике ряда рус. композиторов (Е. Голышев, А. Лурье, Н. Рославец, Н. Обухов). Отд. черты атонального письма можно обнаружить практически у всех крупных композиторов 20 в. Однако, разрушая традиц. для муз. 17—19 вв. систему звуковой орг-ции, сторонники А. скоро ощутили необходимость в создании новых способов упорядочения звуковой материи (додекафония и др.).
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.